Уважаемый пользователь!
Используя наш сайт, вы предоставляете согласие на обработку ваших персональных данных с помощью сервисов веб-аналитики (cookie).
Я СОГЛАСЕН
Сергей Витальевич Безруков играет яркую роль знаменитого поэта вот уже много лет. В одном из интервью актер признался, что Пушкиным на сцене был еще в детстве, в школьном спектакле. В девочку, которая играла Наталью Гончарову, он был по-настоящему влюблен и ревновал ее к Дантесу, поэтому эмоции на сцене у актера были самые искренние и настоящие, а костюм для выступления юный Сергей шил дома сам из старой одежды вместе со своим отцом Виталием Безруковым.
Роль отца
Виталий Сергеевич поддерживал сына на всем его творческом пути. Именно в пьесе отца «И жизнь, и слезы, и любовь» в 2002 году актер впервые сыграл роль Александра Пушкина на большой сцене Ермоловского театра.
«— Пьесу эту я написал, как писали многие великие авторы, на заказ. Изначально планировалось, что у нее будет другой режиссер, но я оставил ее для себя и на титульном листе, рядом со словами "И жизнь, и слезы, и любовь. Александр Пушкин", написал: "Право первого исполнения главной роли за Сергеем Безруковым". Это лучшее мое произведение — мой сын! Он мое оправдание, за которое на небе мне будут отпущены грехи».

Фрагмент интервью Виталия Сергеевича Безрукова.
Именно пьеса отца стала основой для создания спектакля «Пушкин», в котором Сергей Безруков совместил роли режиссера-постановщика и исполнителя главной роли. Сергей сделал свою режиссерскую версию и добавил четыре кинофрагмента, которые снимались специально для спектакля.

Предпремьерный показ прошел 1 июня 2010 года в Театре имени Вахтангова. А 4 и 5 июня 2011 года, накануне годовщины со дня рождения поэта, премьера спектакля состоялась в музее-заповеднике А.С.Пушкина «Михайловское». Сейчас спектакль "Пушкин" - проект Фонда Сергея Безрукова.
Сюжет
Вокруг фильмов и спектаклей об Александре Сергеевиче много споров, связанных с историческими фактами. Есть в спектакле часть режиссерской задумки — без этого не получилось бы соединить фрагменты жизни в красивую историю на сцене, но при этом старались не отступать от важных исторических фактов.
«— Я обращался к историческим документам, поэтому многое было привнесено, но я и с отцом советовался.
Мне было важно, что Бенкендорф, допустим, читает ответ на стихотворение Пушкина "Во глубине сибирских руд". Ответ, который написал Одоевский. И в послании Александра Сергеевича был призыв к борьбе и то, что они вернутся из своих каторжных нор.
Для меня было важно, что Пушкин все равно оставался опасен для правительства, для государя, для третьего отделения. Мне было важно, чтобы спектакль имел ценность и в качестве элементарного ликбеза.
Посмотрев спектакль, зритель открывает для себя новые, сложные отношения в семье поэта, ощущение травли в конце жизни. Очень важно, чтобы люди прониклись этим и возникло элементарное сопереживание, сочувствие. Понимание его жизненной ситуации, как ему было плохо: уже столовой серебро заложили, и была его семья вся в долгах».


Фрагмент интервью Сергея Безрукова изданию «РИА Новости»

Спектакль идет 4 часа, но зритель не замечает, как пролетает время благодаря интересному сплетению сюжета и великолепной игре актеров.

В первой части постановки Пушкин предстает перед нами в образе озорного повесы, ловеласа и бунтаря. Мы окунаемся во времена его молодости: знакомимся ближе с очаровательной няней Ариной Родионовной и обаятельным лицейским другом, декабристом Иваном Пущиным. Обращаясь к нему, Пушкин писал: «Мой первый друг, мой друг бесценный!» И именно настоящая мужская дружба чувствуется со сцены: понимание и взаимопомощь, крепкое мужское плечо.
Очень масштабно и иронично показаны отношения Пушкина с властью: его постоянное преследование, тотальный контроль самого императора и его правой руки – Александра Бенкендорфа.

Авторы рискованно напоминают о скандальной «Гаврилиаде», которая в свое время сильно задела чувства верующих. За это произведение Александр Пушкин чуть не лишился головы, если бы не отказался от авторства. Юношеский максимализм, который поэт допустил когда-то.

Яркая сцена с гадалкой в Публичном доме – отсылка к легенде, по которой якобы Пушкину предсказали смерть в 37 лет от «Белой головы».
Во второй части спектакля мы видим Пушкина уже примерным семьянином и любящим мужем, искренне обожающим свою жену Натали и детей. Наталья Николаевна Гончарова, красота и великолепие которой стало роком для поэта, вызывает двоякие чувства — в одних сценах умиление и восхищение, в других — непонимание и осуждение, в третьих — жалость. Как в истории есть разные точки зрения на её роль в жизни и смерти поэта, так и в спектакле зрителю дается выбор.

Контрастом на фоне семейной идиллии семьи Пушкиных выступает образ циничного и жестокого, но не лишенного мужской харизмы Николая I, который делает вид, что простил поэту его свободомыслие и дружбу с декабристами, но тотального наблюдения не снимает, вдобавок еще публично унижает и жалует титул камер-юнкера Пушкину, чей возраст и заслуги уже были слишком солидны для низшего придворного звания. А также император не двусмысленно оказывает знаки внимания на балах очаровательной супруге поэта. Весь высший свет отворачивается от Александра Пушкина и шепчется за его спиной.
Накал эмоций растет. На сцене появляется Дантес и разворачивается настоящая драма, печальный исход которой мы все знаем. Молодого француза неизменно играет актер Московского Губернского театра Антон Соколов. Он признался, что роль Дантеса до сих пор остается для него самой сложной:
«— Появилась у вас за время работы любимая роль?

— Все любимые. В каждую роль вкладываешь что-то свое. Трудно выделить какую-то одну. Могу сказать какая для меня самая трудная — Дантес в «Пушкине». Всего несколько сцен и надо вложить в них всю его жизнь — показать, что его волновало до, после. Очень ответственный подход к этим двум сценам, поэтому очень сильно переживаю каждый раз из-за них до сих пор».


Техническая часть
Спектакль Сергея Безрукова о жизни Пушкина остается актуальным вот уже 11 лет. До сих пор на него раскупают все билеты задолго до и это, безусловно, заслуга всех людей, причастных к созданию постановки.

Художник-постановщик Акинф Белов создал уникальное пространство, на котором полотнами хаотично расположены рукописные строки. Поместье в Михайловском, где Пушкин находится в ссылке, мгновенно трансформируется в Сенатскую площадь, где проходит Восстание декабристов. Колонны вдруг разворачиваются и превращаются в пушки, направленные в зрительный зал. А потом с такой же быстротой в сценическом пространстве вырастает Зимний дворец императора, который также быстро меняется на роскошь публичного дома и казино, дом Щекиных и скромный быт квартиры Пушкина в Петербурге.

Гримеры заранее готовят множество постижерных изделий, париков, а костюмы всех героев достойны отдельной похвалы. Такое разнообразие роскоши, ярких красок и образов задействовано далеко не в каждом спектакле.
Сопровождение тифлокомментированием
«Пушкин» стал первым спектаклем в России, который на постоянной основе стал сопровождаться тифлокомментированием. Премьера состоялась 6 сентября 2013. Благодаря этой технологии незрячие люди могут «посмотреть» спектакль вместе со всеми в зрительном зале. Подробнее о тифлокомментировании вы можете прочитать в нашей статье «Тифлокомментирование. История и интересные факты».

Чтобы воспользоваться помощью тифлокомментатора, нужно лишь купить билет и заранее предупредить администратора театра. Услуга предоставляется бесплатно.
«Пушкин» — это спектакль-биография
«Мы настолько привыкли к гибели Пушкина, что возникает ощущение привычки. А мне бы хотелось всколыхнуть в сердцах зрителей эмоции. Заставить их заново пережить историю, которую они уже давно знают», — Сергей Безруков.
У Сергея Витальевича отлично получилось задуманное, потому что после спектакля никто не уходит из зала равнодушным: каждый раз все по-новому открывают для себя великого поэта.

Приятного просмотра и до встречи в театре!
Автор: Алиса Булдакова
Фото: Галина Фесенко