Фантасмагория, погружающая всех в сознание Н.В. Гоголя — слова, которые заставят задуматься даже самого проницательного зрителя.
В данной статье мы расскажем вам о фееричном спектакле, который сочетает в себе попадание в новую реальность, глубокие размышления о жизни «маленького человека», а также пересмотр собственных ориентиров.

Все происходящее на сцене создано с помощью лучших спецэффектов, для того чтобы зрители наблюдали мир глазами человека, постепенно теряющего рассудок и не желающего мириться с господствующей действительностью.
Путешествие по сознанию Н.В. Гоголя
«Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! Что они делают со мною! Они льют мне на голову холодную воду! Они не внемлют, не видят, не слушают меня. Что я сделал им? За что они мучат меня?»
— именно так рассуждал титулярный советник Аксентий Иванович Поприщин, который так и не смог найти своего предназначения в мире чиновников, воспроизведенным Николаем Васильевичем Гоголем в повести «Записки сумасшедшего».

Она была написана в 1834 году, почти на старте его карьеры в качестве писателя, после того как он пережил достаточно сложный период своей жизни в Санкт-Петербурге. Именно в ту пору он стремился покорить актёрское поприще, но заветное генеральное прослушивание в Императорском театре оказалось для него неудачным.

На душе писателя остались лишь тягостные воспоминания о северной столице, заставившие его работать, не покладая рук.

На тот момент, одним из увлечений автора были рассказы из цикла «Дом сумасшедших», «Записки сумасшедшего музыканта», а также ненаписанная комедия «Владимир 3-ей степени» - рукописи, в которых прослеживается сюжет, схожий с темой у Гоголя.


Современное прочтение таинственного произведения зрители встречают в спектакле нашего Фонда «Сон разума», созданным в 2015 году режиссёром-постановщиком и исполнителем главной роли Сергеем Безруковым:

«Повесть «Записки сумасшедшего» Гоголя много раз играли, – говорит актер, – но я придумал, мне кажется, оригинальное прочтение, то, чего еще не было. Я хочу залезть в голову к человеку, который сходит с ума. Посмотреть на реальность его глазами. Когда внутренний мир выворачивается наизнанку, мы видим героя насквозь, всю его боль и страхи, его ущербность, которую он, с одной стороны, подавляет, с другой, восстает против нее. На самом деле он задает себе те же вопросы, что и каждый человек на Земле: «Что я есть в этой жизни? На что я имею право?» Ведь каждый человек имеет право на свободу и счастье. Абсолютно каждый! Другое дело, что существует система, законы, по которым кому-то можно быть счастливым, а кому-то нельзя…»
Что же за СОН такой?
Название постановки отсылает зрителей к гравюре Франсиско Гойи «Сон разума рождает чудовищ», ведь на протяжении всей фантасмагории чудовища не оставляют главного героя, искушая и мороча его голову.

Сцена, где рождаются удивительные вещи, существует исключительно по законам сна, в котором события сменяют друг друга, предметы летают, не прикасаясь к полу, а трюки выполняются профессиональными артистами.

Над сценическим воплощением сюрреалистических фантазий чиновника трудились профессионалы: изощренные трюки подготовил мастер по созданию иллюзий Вадим Савенков, а специалисты из Цирка на Цветном бульваре Денис и Юрий Осиповы обучили актеров Губернского театра основам воздушной эквилибристики. Именно это называется искусством, которое позволяет удерживать стабильное положение своего тела в трудных ситуациях и на неустойчивых предметах.

Виртуозная хореография и грациозная пластика персонажей так и манит повторять движения благодаря профессионализму и отточенностью линий.

Антон Крамер, хореограф-постановщик:

– Стояла задача создать сюрреализм, фантасмагорию. Мы осуществили попытку найти нестандартные формы, а режиссеру удалось сделать то, чего еще не было. Это была основополагающая задача, чтобы было сказочно смотреть зрителю, чтобы он в какой-то момент не смог понять: это спектакль или кино?
Сценография и костюмы Николая Горобцова становятся полноправными участниками невероятных событий и метаморфоз. Так, мы встречаем огромный Стол – существо, умеющее самостоятельно двигаться и говорить. В фантазиях титулярного советника он становится олицетворением ненавистного Департамента, против которого Поприщин поднимает бунт.

Сам Сергей Витальевич в одном из интервью признался, что техническое оснащение спектакля – одно из самых сложных в столице, ведь только на монтаж декораций, света и звука требуются дополнительные дни для установки и проверки перед показом аудитории.

Не только техническая сторона и акробатика составляют сложный организм в постановке, но и музыкальное сопровождение, над которым работал композитор Александр Биллион. Специально для «Сна разума» он написал оригинальные композиции в разных стилях, усиливающие яркость эффекта происходящего на сцене. На протяжении действия, зал слышит звуки настоящего органа, записанного в московском костеле на Малой Грузинской. Музыка, гармонично исполненная Губернаторским оркестром Московской области имеет отголоски мелодий Рахманинова. Звучит в спектакле единственный женский голос – актриса театра Юлия Пилипович поет песенку «Душеньки часов не видят...», взятую из повести Николая Васильевича Гоголя.

К оригинальному тексту режиссёр-постановщик добавляет отсылки к другим произведениям писателя, а именно «Носу», «Шинели», «Мертвым душам», а также использует цитаты, знакомые многим: «Удивляет меня чрезвычайно медлительность депутатов» и «Во Франции большая часть народа признает веру Магомета».

Зрители наблюдают стремительную борьбу за душу героя, который изначально хотел попасть в высший свет общества - несбыточную сказку, но по итогу он остался титулярным советником с крохотным жалованьем, постепенно теряющим рассудок от собственной беспомощности.
«Сердце мое бьется, как будто всё чего-то ожидает. В ушах у меня вечный шум, так что я часто, поднявши ножку, стою несколько минут, прислушиваясь к дверям.»
Прогулка по Гоголевским местам
24 февраля 2016 года, в преддверии премьерного показа спектакля «Сон разума» от 1 апреля, Сергей Безруков провел экскурсию в Санкт-Петербурге по местам, связанным с судьбой Н.В. Гоголя.

Это было достаточно символично, так как один из самых мистических писателей нашего времени приехал в северную столицу после окончания Нежинской гимназии в декабре 1828 года, а родился 1 апреля 1809 года.

Начало маршрута было запланировано с дома №17 на Малой Морской, где он прожил с 1833 по 1836 год.

«Для меня самое главное, чтобы мы окунулись с вами в атмосферу того Петербурга, времен Николая Васильевича Гоголя. Это 1834 год, когда были написаны «Записки сумасшедшего». Именно здесь — Малая Морская, 17 — в этом здании во флигеле дома придворного музыканта Лепена было написано это произведение»
— именно с таких слов Сергей Витальевич начал повествование.

Он обратил внимание присутствующих на два окна на третьем этаже дома, где и проживал прозаик. Там располагались всего две комнаты, одна прихожая, отделенная ширмой. В этом месте драматург работал над комедией «Ревизор», «Женитьбой», «Невский проспект» и рядом других не менее мистических произведений.

Следующий адрес маршрута для группы стал дом Зверкова, расположенный на углу Столярного переулка и Екатерининского канала, который также упоминается в повести «Записки сумасшедшего».

«Этот дом я знаю, — сказал я сам себе. — Это дом Зверкова. Эка машина! Какого в нем народа не живет: сколько кухарок, сколько приезжих! а нашей братьи чиновников — как собак, один на другом сидит. Там есть и у меня один приятель, который хорошо играет на трубе. Дамы взошли в пятый этаж»,

Публицист действительно жил на 5 этаже доходного дома в момент, когда поступил на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. Период, когда Гоголь поселился в этом громадном доме, был для него очень непростым: он писал матери, что отказывает себе во всем, даже лишает себя удовольствия посещать любимый им театр.

Далее они направились к дому на Миллионной, 19, в котором располагался Департамент уделов, заведовавший собственностью императорской семьи. Именно в этом месте Николай Васильевич прослужил в качестве писца, а затем помощника столоначальника чуть меньше года.

Экскурсионная группа посетила и памятник Гоголю, расположенный на перекрестке Малой Конюшенной улице и Невскогопроспекта.

«Гоголь — великий писатель с мировым именем. Его бессмертные произведения настолько полны глубокой философии, морали и мысли… Юмор, сатира и образы, которые рождались в этой голове, конечно, фантастические, а язык Гоголя он настолько сочный, что все, что читаешь, имеет свой особый аромат» — поделился впечатлениями артист.

После прогулки все присутствующие остались под большим впечатлением, ведь они смогли проникнуться атмосферой тех мест, в которых проживал, как писатель, так и герои его произведений.

Сопровождение тифлокомментированием
Особенностью постановки также является то, что он сопровождается тифлокомментированием подразумевающим лаконичное словесное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны незрячему или слабовидящему зрителю без специальных пояснений.Рассказывая о переменах декораций, безмолвных действиях героев и многом другом, комментатор встраивается в паузы между репликами, чтобы не перекрывать голоса актеров. Таким образом, каждый человек сможет прочувствовать происходящее на сцене и приобщиться к культуре.

Команда, создающая спектакль и по сей день, проделала значительный маршрут по таким городам, как Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Минск, Екатеринбург, Краснодар, Сургут, оставляя за собой мурашки по коже остатки от капусты, магическую и одновременно сюрреалистическую атмосферу.


Показ в Токио
5 марта 2018 года - один из знаменательных дней для нашего Фонда, ведь именно тогда состоялся показ записи «Сна разума» на большом экране в японской столице с помощью использования технологий сверхчеткого разрешения 8К.

Он был организован японским театром Bocchan, проходил в кинотеатре сети Toho Cinema в центральном столичном районе Роппонги с целью предоставления возможности людям в удаленных уголках от центра увидеть лучшие спектакли токийских и мировых театров.

Показ в Токио стал пилотным, поэтому в зале были не только обычные зрители, но и профессионалы, создатели двух других спектаклей, участвующих в проекте. После окончания спектакля в зале в Токио раздались аплодисменты, как и в залах российских театров.
«Колоссальное впечатление произвели авангардные декорации, танец, движения, их искренность. Актер ведет спектакль один, у него длинные монологи, он виртуозно сочетает авангардизм своих движений и непосредственное восприятие реальности, в которой находится его герой. Это великолепно. Это потрясающие идеи, до которых невозможно додуматься. Я потрясена тем, что кто-то может это осуществить»
— сказала Рёко Адзума, автор грима и стилист спектакля «Ода радости» театра «Боттян», показ которого стоял в программе после «Сна разума».
«Это великолепно. Это ошеломляет. Даже нет слов больше. Великолепно. Простите, но я ничего больше не сумею сейчас сказать»
— по словам профессионального японского актера Осаму Ямада.
Зрители открывают для себя не только дневник петербургского чиновника, представляющего себя испанским королём, но и наблюдают за комичными сценами, ярким пластическим рисунком. По итогу, их разум наполняется рассказом о причудливой фантасмагории, полной ярких событий и видений.

Спустя длительный промежуток времени зрители вновь увидят спектакль «Сон разума» на сцене Театра Российской Армии 30 августа в 19:00, чему мы действительно рады.
Автор: Инара Абдулхаерова
Фото: Светлана Селезнёва