— В первую очередь должно быть желание научиться и желание помогать. Абсолютно не обязательно быть актером, просто если ты актер, то комментировать спектакли тебе будет чуть легче. Также как экскурсоводу будет легче писать тифлокомментарий для музея. Актёры знают специфику постановки спектаклей, смогут точнее понять какие смысловые акценты расставляет Режиссер, а где актёр, например, импровизирует, и сделать акцент на значимых вещах в постановке, которые нельзя пропустить. Иногда в одной части сцены происходит какое-то важное для постановки действие, а люди смотрят в противоположную сторону,например, потому что там актер более эмоциональный и притягивает к себе все внимание. Поэтому я всегда говорю, что наши незрячие зрители знают иногда чуть больше, чем зрячие, потому что точно знают куда «смотреть».
Для тех, кто хочет попробовать себя в роли тифлокомментатора, есть замечательный сайт — называется «
опиши-мне.рф», его ведут в том числе и незрячие эксперты, с которыми мы познакомились на международной летней школе по тифлокомментированию в Екатеринбурге. Там можно любому человеку взять картинку и описать ее. Это такая своего рода волонтерская деятельность, которая поможет незрячему человеку увидеть эту картинку, и в то же время эксперты смогут оценить вашу способность создавать тифлокомментарий. Это хорошая возможность попробовать себя в этой профессии.
— Бывали случаи, когда вы не успевали что-то прокомментировать? Как выкручиваетесь из такого положения? — Если такое случается и ты понимаешь, что у тебя нет возможности чуть позже об этом сказать, то момент упущен. Но если это действие играет важную роль в спектакле и несет смысловую нагрузку, то необходимо найти момент и сказать позже. По правилам нельзя перебивать реплики артистов, а иногда и музыку, потому что музыка тоже говорит на своём языке.