В большом ряду исторических личностей, воплощенных на сцене и на экране Сергеем Безруковым, появился еще один персонаж — неисправимый итальянский авантюрист Джакомо Казанова.
В Московском Губернском театре Фонд поддержки и развития социокультурных проектов Сергея Безрукова представил премьеру красочной комедии «Казанова. Ars Vivendi». Весёлым спектаклем режиссёр-постановщик и исполнитель главной роли Сергей Безруков, по его словам, решил порадовать зрителей, уставших от бесконечных локдаунов. Новая постановка — полная противоположность предыдущей режиссёрской работы Сергея «Дядя Ваня»: «У меня есть соцсети, я слежу за настроением людей. После нескольких месяцев пандемии, после первого продолжительного локдауна всем захотелось чего-то светлого, антидепрессивного. Мы решили взять за образец светлую и ироничную интонацию произведений Григория Горина. Этим критериям отвечала пьеса молодого автора Андрея Ларионова, написанная специально для нашего театра».
«Ars Vivendi» — в переводе с итальянского «искусство жить». Джакомо Казанова (главную роль исполняет сам режиссёр Сергей Безруков) появляется при дворе русской императрицы Екатерины II (Янина Соколовская) в надежде поправить финансовые дела гонорарами за свои смелые проекты. Запас идей предприимчивого иностранца неисчерпаем: императрице он предлагает открыть картинную галерею под названием Эрмитаж и устроить государственную лотерею, а Ломоносову (Сергей Степин) хочет недорого продать секрет философского камня…
Постановка Безрукова — трагифарс, в котором есть место не только гротескно-комичным образам, но и глубоким переживаниям. За его уверенностью и лёгкостью Казановы прячется всё тот же ребёнок, который провёл детство в ожидании матери – вечно гастролирующей актрисы. Теперь и сам Джакомо не знает, что такое дом, не может ни дать, ни принять настоящую любовь, обречённый на роль вечного скитальца. В образах придворных дам, как и в борьбе главных героев — графа Орлова (Сергей Сафронов) и Казановы — воплощается противостояние русского и иностранного. Марья Перекусихина (Юлия Куварзина) любит щи, а Анна Протасова (Зоя Бербер) предпочитает все французское. Героини похожи лишь в одном — обе хотят заполучить внимание Казановы!
Над костюмами и декорациями работала Анна Матисон: «Главное для нас была не музейная точность XVIII века, а создание ощущения эпохи при помощи стилизации. Каждый костюм отражает наиболее яркие черты персонажа». Так, Екатерина во время спектакля появляется в трёх разных образах: в церемонно сине-розовом платье с огромной юбкой-панье, но с верхом, стилизованным под военный китель, далее это мундирное платье, а на карнавальном балу — откровенно мужской костюм в Наполеоновском стиле. Это отвечает развитию персонажа. В классические театральные декорации вписаны несколько светодиодных экранов, которые закупили специально для премьеры. «Непрерывный видеоряд создан для всего спектакля. Это не отдельный элемент, а именно продолжение декораций. Мне хотелось найти именно не киношное, а театральное использование подобных экранов», — поделилась художник-постановщик.
В спектакле есть и интерактивная часть. Джакомо Казанова обращается к зрителям с вопросами и даже разыгрывает лотерейный билет. Правда, зачастую выбор выпадает на пустые места (из-за ковидных ограничений зал заполнен не полностью) — зато всё честно. «Спектакль не должен быть протокольным мероприятием. Интерактив позволяет разрядить обстановку, получить мгновенную, живую реакцию от зрителей и пообщаться с залом», — говорит Сергей Безруков.
А еще перед началом спектакля и во время антракта в фойе второго этажа в живом исполнении звучит музыка, заранее погружающая в эпоху, актёры в роскошных золотых нарядах изображают неподвижные венецианские маски из комедии дель-арте.
Спектакль «Казанова. Ars Vivendi» можно будет посмотреть 24 декабря и 18 января.