СМИ

«Сон разума»: как Сергей Безруков летал над уфимской сценой

Надежда Валитова, Proufu.ru

О том, что Безруков представит одну из своих последних творений на башкирской сцене, было известно еще несколько месяцев назад. В зале не было ни одного свободного места, даже несмотря на то, что стоимость билетов доходила до 6 тысяч рублей. «Сон разума» – это вольная интерпретация знаменитых повестей Николая Гоголя «Записки сумасшедшего», «Вий», «Невский проспект», «Шинель», «Нос».

Титулярный советник Поприщин дожил до 42 лет, но так и остался маленьким, незаметным служащим, до которого никому нет дела. Мучительное недовольство собой и своим местом в жизни все дальше уводит его из серой реальности в мир фантазий, лишая разума. Уфимские зрители стали свидетелями невероятной фантасмагории: причудливые декорации, зловещие, пугающие видения главного героя, чьи сумасшедшие кошмары воплотились наяву, вызывали мурашки по коже. Казалось, в зале сидели, обомлев от неожиданности образов, затаив дыхание. Магическая, сюрреалистическая атмосфера была во всем: сценография, костюмы, декорации стали полноправными участниками событий и метаморфоз.

Огромный Шкаф в спектакле – это самостоятельное существо, которое дышит, говорит, движется. Сам Безруков в одном из интервью признался, что техническое оснащение спектакля – одно из самых сложных в Москве. Только на монтаж всех декораций, света, звука, требуются дополнительные сутки для установки.

Для того, чтобы воплотить на сцене фантазии Поприщина, специалисты из Цирка на Цветном бульваре обучали всех актеров спектакля воздушной эквилибристике. Каждый из них летал на сцене – включая самого Безрукова. Зрители были под впечатлением, не отрывая глаз от происходящего на сцене. Еще бы! Казалось, что герой Безрукова говорит не на сцене, а прямо перед тобой – словно все то, что происходит в голове у несчастного Поприщина, также касается и нас самих.

«Сон разума» – несмотря на его сложность образов и фантасмагоричную направленность, – на редкость актуальный и злободневный спектакль. Это история о маленьком человеке, задавленном государственной машиной, но в то же время преклоняющимся перед ее «величием».

«Записки сумасшедшего» – это также бунт протеста против устоев общества, где все перевернуто с ног на голову. Герой спектакля то и дело задает себе вопрос – почему в жизни все еще есть место несправедливости и главное всегда достается другим людям, а высшие, «избранные» чины решают судьбы простых людей. Поприщин – одновременно трагический и комический герой.

Казалось, уфимский зритель не был готов к такому поразительному откровению, в течение всего спектакля артистов не баловали аплодисментами. Тем не менее, публика восприняла гоголевскую историю огромным любопытством и вниманием. В финале спектакля артистов благодарили, устроив бурную овацию. Женщины задарили Сергея Безрукова охапками цветов и улыбками. А сам актер оставался сосредоточенным и даже серьезным. Публика аплодировала стоя.