СМИ

«Мне было интересно заглянуть в разум человека, который сходит с ума»

Николай Корнацкий, «Известия», 23.09.2015.

Актер и режиссер Сергей Безруков – о своей постановке «Сон разума» по гоголевским «Запискам сумасшедшего».

Московский Губернский театр под руководством Сергея Безрукова открыл третий сезон. Несмотря на стахановские темпы прошлого года, в этом году театр запланировал шесть новых спектаклей. Среди них музыкальная сказка «Маленький принц» – Сергей Безруков прочтет притчу Экзюпери под музыку французских композиторов в исполнении Губернаторского оркестра Московской области. А также – «Слон» по пьесе Александра Копкова, «Урожай» белорусского драматурга Павла Пряжко, «Укрощение строптивой» с Михаилом Пореченковым, «Вид с моста» американца Артура Миллера. Борис Галкин сыграет в «Веселом солдате» по повести Виктора Астафьева. В конце сезона к работе приступит известный болгарский режиссер Александр Морфов, но какой материал – пока не разглашается.

Первым огонь на себя вызвал сам худрук – 26 и 27 сентября состоится премьера спектакля «Сон разума» по повести Николая Гоголя «Записки сумасшедшего». Корреспондент «Известий» встретился с Сергеем Безруковым, который вновь взял на себя постановку и сыграл в ней главную роль – мелкого чиновника Аксентия Ивановича Поприщина.

– Кризис на себе как-то ощущаете?

– Как правило, когда в экономике случаются проблемы, когда кризис и санкции, то в первую очередь все это сказывается на нас, деятелях культуры. А мне кажется, культура – это первое, на что нужно обращать внимание даже в кризис. Без нее невозможно ничем заниматься всерьез – ни политикой, ни экономикой. Почему у нас с дорогами непорядок? Если пройти по цепочке до самой сути всех проблем, все упирается в культуру. Человек начитанный, который ходит в театр, смотрит хорошее кино, он, как правило, и специалист хороший.

– В вашем спектакле по «Запискам сумасшедшего» вы останетесь верны тексту? Мы увидим на сцене картину медленного угасания личности?

– Мне не хотелось бытового сумасшествия. В свое время я играл спектакль «Псих» в «Табакерке», где герой постепенно, заикаясь, ломаясь, на глазах терял рассудок и выходил из лечебницы уже недочеловеком. Здесь этого не будет. Мне было интересно заглянуть в сознание человека, который сходит с ума. Кроме того, я хотел бы оставить у зрителя надежду. Не задавить проблемой, а дать взлететь, поэтому я ушел от быта в жанр фантасмагории. Мебель у нас будет оживать и даже говорить, знаменитый батистовый платок («амбра, совершенная амбра! так и дышит от него генеральством») будет летать по залу, и вы не поймете, как это делается. За последнее – спасибо великолепному мастеру иллюзий Вадиму Савенкову. Кроме того, мы пригласили помочь лучшие силы Цирка на Цветном – значительная часть действия в спектакле будет происходить на высоте.

Мне очень интересен мой герой – мелкий чиновник Аксентий Иванович Поприщин, зажатый, закомплексованный, черепаха в мешке, сродни чеховскому человеку в футляре. Маленький человек, который боится поднять голову, изредка выглядывает наружу, чтобы потом опять уйти в себя. И только во сне он может проявить свою страсть, любовь, взбунтоваться, в конце концов, против всех этих высокопоставленных особ.

В спектакле будет много страшного, куда без этого. Гоголь редко обходился без мистики. Несмотря на переложение, самого Гоголя у нас будет много, вплоть до небольших деталей. Например, один из героев будет есть спагетти из цилиндра. Эффектно? Да. А кроме того, отсылает к самому писателю, который спагетти обожал.

– Получается, готовите новый блокбастер?

– Как я не люблю это слово! Но пока никак не могу придумать, чем его заменить. Но да, это новый блокбастер, большой, сложнопостановочный спектакль Губернского театра.

– Вы специально решили поставить спектакль о сне разума именно сейчас, когда разве что ленивый не констатирует кризис принципов и логических оснований?

– Спектакль вполне созвучен нашему времени, когда эмоции преобладают, а разум спит. И так хочется, чтобы мы все взяли и «включили» разум наконец. Во сне приходится бороться с чудовищами, тратить силы, а нужно-то всего – только проснуться, чтобы противник исчез. У Гойи есть знаменитый офорт «Сон разума», который сам же художник сопроводил пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений».

– Репертуар Московского губернского театра не перестает удивлять. Наверное, нет больше театра, где могли бы уживаться вместе Михаил Задорнов и один из лидеров «новой драмы» Павел Пряжко.

– У нас все зависит от конкретного произведения. Я всегда ратовал за человеческий театр. А человек есть и у Задорнова, и у Пряжко, и у Астафьева, и у Слаповского, и у Гоголя. «Весна» Задорнова, которую мы ставили в прошлом году, – это трепетное ощущение уходящей молодости, пребывающей в мире иллюзий и грез, когда вместо того, чтобы подойти познакомиться с девушкой, легче пройти мимо и жалеть о несбывшемся. Или «Веселый солдат» Астафьева, жесткая проза о военной правде – там тоже про судьбу человека. И Астафьев имеет право на эту жесткость, он сам прошел войну, и так, как он говорит о ней, не говорит никто. Мне не терпится увидеть Бориса Галкина в этом спектакле.

Мне интересно и студенческое хулиганство по мотивам бессмертного произведения «Укрощение строптивой» Вильяма Шекспира. Михаил Пореченков больше всех моих знакомых артистов подходит на роль Петруччо в таком спектакле. В нем чувствуется сила и мужская харизма, а также необходимая нам актерская школа. Боря Бирман придумал очень интересную инсценировку, где будет широкое поле для импровизации и буффонады, что-то в стилистике шекспировского театра «Глобус» и площадного театра одновременно. Будет живая музыка, настоящие зонги. Наши актрисы Валерия Ланская и Вера Шпак, которые сыграют Беатриче, помимо прочего, еще и прекрасно поют, и в первый раз запоет на сцене Михаил Пореченков. Прежде он постоянно отказывался, но вот пришло время.

«Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери – и это мне тоже интересно. Потому что это очень хорошая литература прежде всего. Я люблю читать со сцены, мне кажется важным, чтобы слово не пропадало, а продолжало жить на сцене.

Словом, мы много чего себе наметили. Планы у нас космические, но постараемся все осуществить. Кроме того, мы не просто театр, а центр развития театрального искусства, поэтому кроме спектаклей думаем о своей студии, о курсах повышения квалификации. Поклонников театра с каждым спектаклем становится больше. Зал у нас уютный – мне лично приятно здесь работать. Труппу переполняет азарт, в театре собрались люди, которые любят много работать. Поэтому, все должно получиться.

Материал на сайте издания

https://iz.ru/news/591868