СМИ

«За стих о клеветниках России Пушкина порвали бы на британский флаг»

Московский губернский театр под руководством Сергея Безрукова дал концерт «ПУШКИН. LIVE» в Государственном музее-усадьбе «Архангельское». Чтению стихов поэта не помешал даже проливной дождь. Люди сидели под зонтами и слушали бессмертную лирику.
 
Ведущий предлагал зрителям называть темы. «Любовь», «Отвага», «Месть» и «Скупость» были в лидерах. Актеры отвечали на зрительские заявки моментально — стихами Александра Сергеевича. Стало очевидно, что «наше всё» может ответить на любой вопрос, а также и то, что к юбилею поэта театр Сергея Безрукова подошел со всей ответственностью. Корреспондент «Известий» встретился с худруком.
 
— Ваши поэтические вечера вызывают огромный интерес, но в этом вы участие не приняли.
 
— В этот день я играл спектакль «Пушкин» в Екатеринбурге. Это постановка по пьесе моего отца «И жизнь, и слезы, и любовь», которая долгое время шла в Театре Ермоловой. Позже я сделал свою версию спектакля, и премьеру мы сыграли в Михайловском ровно 3 года назад, 5 июня.
 
Я помню тот день — мои артисты играли самозабвенно, с потрясающим вдохновением. И когда спектакль закончился за 20 минут до полуночи, мы поехали на Аллею Керн, праздновать день рождения Пушкина. Полыхала зарница, а мы читали в Михайловском стихи почти всю ночь напролет.
 
Я чувствую, что у людей появилась огромная любовь к слову. Именно поэтому сейчас мы подготовили большую программу, где наши артисты от души читают стихи Александра Сергеевича.
 
— Есть мнение, что Пушкин, конечно, классик, но уступает гениям европейской литературы. Что вы на это скажете?
 
— Прежде чем разбираться в иностранной литературе, нужно знать свою. У нас зачастую происходит наоборот — родное мы не ценим, не знаем, не разбираемся, но начинаем изучать и восхвалять зарубежное.
 
К великому сожалению, с 1990-х годов возникло расхожее мнение, будто всё отечественное — априори плохо, так как оно связано с Советским Союзом. На этом основана проблема всех наших бывших союзных республик, которые не принимают всё русское из-за негативных ассоциаций со Страной Советов. Но подождите, а как же Пушкин, Сумароков, Карамзин и вся наша история до 1917 года? Как можно ее забыть?
 
— Может, проблема в том, что охоту читать классику отбивают еще в школе?
 
— Да, преподавание в наше время порой бывает не на должном уровне. Когда я учился (а это было еще в советские времена и в период перестройки), у нас были очень хорошие учителя, которые замечательно преподавали русскую литературу. В Школе-студии МХАТ Инна Соломоновна Правдина рассказывала о писателях и поэтах так, что у тебя возникало живое восприятие их творчества.
 
Она давала возможность самому выработать точку зрения — подумать, поспорить с автором, не согласиться с ним или, наоборот, принять. Вокруг очень много книг, посвященных интерпретации самой разной литературы. Инна Соломоновна давала возможность каждому студенту пройти свой личный путь от ощущения к пониманию. Не пересказать Лотмана, а выразить мнение самостоятельно.
 
Пусть твои мысли будут не такими стройными, как у пушкинистов, зато у тебя появится живое восприятие поэта. Нужно стараться сделать так, чтобы «Пиковую даму», «Повести Белкина», «Капитанскую дочку» и «Евгения Онегина» люди воспринимали с чистого листа, а не пересказывали об этих произведениях чужое мнение. Это очень важно — нужно не только знать, но и чувствовать свою культуру.
 
— Как бы вы разрешили спор западников и славянофилов?
 
— Это вечный спор, в котором непонятно, кто прав. Сегодня многое идущее с Запада для нас неприемлемо, но, с другой стороны, есть определенные люди, которые отстаивают позицию западничества. Я думаю, в этом нет ничего страшного — пусть у каждого будет свое мнение. Спор консерваторов и либералов был во все времена.
 
В этом смысле Александр Сергеевич Пушкин — уникальная личность. Как вы помните, он дружил с декабристами, чудом уцелел после восстания на Сенатской площади, но тем не менее написал стихотворение «Клеветникам России».
 
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
 
Если это стихотворение выложить сейчас без подписи в социальные сети, то будет ядерный взрыв комментариев различных провокаторов и троллей, которые набросятся на автора и порвут его на британский и американский флаги.
 
— Вам удается разрушить школьное представление о Пушкине?
 
— Я очень на это надеюсь. Спектакль «Пушкин» стоит хотя бы один раз увидеть. На него приходят самые разные люди, и у многих возникает желание перечитать забытые строки. Приходят поклонники сериалов, смотрят биографию Пушкина, возвращаются домой и берут с полки книгу. Если не верите, почитайте отзывы в соцсетях. Ну и самое удивительное: спектакль идет 4 часа 20 минут — возможно ли заставить молодежь столько времени смотреть на Пушкина? Всё происходит добровольно и на одном дыхании!
 
— Вы учите своих артистов чтению стихов?
 
— Мои артисты замечательно читают. Еще не все владеют авторским чтением, которому учили меня, но я только пришел в этот театр и буду постоянно делать вместе с ними поэтические вечера, устраивать разные мастер-классы.
 
Чтению меня учил мой отец, а моего отца — выдающийся мастер художественного слова Дмитрий Журавлев. Я горжусь тем, что я наследник таких мастеров.
 
— Современной поэзией интересуетесь?
 
— Во все времена люди любили слушать стихи, но именно сегодня появилось очень много современных поэтов и поэтесс, которые устраивают свои чтения в кафе, библиотеках и университетах. Быть может, мы возвращаемся в Серебряный век? Судя по кровавым событиям, очень похоже. Такое ощущение, что мы сделали круг и вернулись в ту же страшную ситуацию. Но вместе с беспокойством к нам вернулась любовь к слову.
 
— Губернский театр под вашим руководством заканчивает свой первый сезон. Каковы итоги?
 
— Я думаю, мы очень симпатично начали, потому что наши масштабные премьеры заслужили внимание не только простых зрителей, но и профессионалов. За этот короткий период времени, что мы работаем, нам уже есть чем похвастаться. Были и ошибки, но пока рано делать организационные выводы, потому что мы еще в начале пути.
 
— Тяжело?
 
— Конечно, не всё так просто. Команда утрясается, люди приходят и уходят, а впереди у нас следующий этап, когда к Губернскому театру присоединится Московский областной дом искусств. После этого у нас появится собственный оркестр.
 
Иные худруки выстраивают репертуар годами, а у меня нет времени долго запрягать. С меня требуют результатов уже сейчас, причем не министерство культуры Московской области, а зрители нашего Губернского театра. Они посмотрели премьеру, им понравилось, и им хочется еще и еще. Я всем говорю в театре: «Не расслабляемся!». Пятилетку мы должны пройти в кратчайшие сроки.