За месяц до премьеры вместе с исполнителем главной роли по «гоголевским» местам города прошелся корреспондент Федерального агентства новостей. (Видеоверсию прогулки с Сергеем Безруковым смотрите в сюжете ФАН-ТВ.)
Чтобы понять «Записки сумасшедшего», написанные в мистическом городе, где так легко взаправду сойти с ума, Сергей Безруков не один раз прошелся по всем известным «гоголевским адресам», где в разное время жил либо сам Николай Васильевич, либо кто-то из его героев.
«Насколько я знаю, в Петербурге до сих пор нет музея Гоголя, почему бы не сделать его в этом доме, где жил писатель, – предложил актер у дома Лепена на Малой Морской, 19. – Мы составим письмо, обратимся к властям. Надеюсь, они не откажут, тем более, мы видим, что эти квартиры продаются». На окнах исторической квартиры Гоголя действительно висят объявления о продаже, и для создания музея выкупать площадь у жильцов, как в случае со злополучным музеем Бродского, городу не пришлось бы.
На набережной канала Грибоедова, у дома Зверкова, Безруков прочел письма Гоголя к матери. «Помимо текстов самого Гоголя и всего, что я читал о нем, мне очень помогает углубиться в переписку, в живые эмоции, живой слог», – говорит актер. В новом спектакле по мотивам повести «Записки сумасшедшего» ему предстоит сыграть главного героя чиновника Поприщина, который постепенно сходит с ума. Для того чтобы выплеснуть сумасшествие на сцену, повесть Гоголя превратили в фантасмагорию, названную по аналогии с картиной Гойи «Сон разума рождает чудовищ».
Как рассказал Сергей Безруков Федеральному агентству новостей, внутри спектакля он зашифровал очень много деталей, поэтому зрителям перед премьерой нелишне будет перечитать «Записки сумасшедшего», чтобы узнавать ссылки на Гоголя. Например, в фантасмагорическом мире сходящего с ума героя Безрукова в спектакле появится директор департамента в виде огромного стола, который сам будет перемещаться по сцене и разговаривать с помощью своих выдвижных ящиков. Огромный предмет весит под тонну с лишним, и как заставить его двигаться, художник и мастер визуальных эффектов Вадим Савенков придумал прямо во время создания спектакля.
Одна из аллегорий, придуманных режиссером Безруковым, мистическим образом оказалась в итоге связанной с Гоголем. «Мы придумали такой образ: одна из героинь как бы выедает мозг главного персонажа – это обычные спагетти, которые, как мы потом узнали, очень любил сам Гоголь и с удовольствием их готовил для друзей, – рассказал Безруков о работе над фантасмагорией. – Вообще, фантазия у нас, конечно, летела совершенно потрясающе, мой герой вдруг превращается в тореро, начинает говорить на испанском языке, потом становится испанским королем…. Мы придумали огромные носы в вытянутых диджериду... Помимо меня в спектакле работают еще артисты и танцоры профессиональные, у нас большая пластическая команда. Благодаря хореографу-постановщику Антону Крамару очень интересными получились в пластическом плане все бесы и существа, которые окружают моего героя, его грехи и искушения. Они создают все эти фантастические мыслеформы, которые, быть может, окружали и самого Гоголя. То, что он воображает, все материализуется вокруг него в странных сущностях. Он с ними вступает в борьбу, и это и есть та самая чертовщинка гоголевская, которая есть в спектакле. И в то же время есть молитва, обращенная к Богу, это тоже очень важно в спектакле. Важен Рахманинов, который звучит в конце, очищающие песнопения его литургии. Даже попав в кромешный ад сознания, погибая в нем, взмолившись, герой верит: Господь заберет тебя, спасет, взмолись только. Вот это ощущение спасения в финале мне очень важно».
По словам актера, ничего мистического во время подготовки не происходило, если не учитывать то, что итоговая дата премьеры оказалась… днем рождения великого русского классика. Гоголь и его пророческие тексты до сих пор актуальны и звучат строками из современных репортажей, только поэтичнее и талантливее, уверен Сергей Безруков. «Это очень мощно и очень хлестко. Это мировая литература. Гоголь был не только малороссом, он был мировым драматургом, который писал о русском характере так, как не каждый русский писатель смог. Для любого актера сыграть его Хлестакова – великая профессиональная удача, это роль мирового репертуара».
Премьера его спектакля «Сон разума» в постановке Московского Губернского театра состоится в Петербурге 1 апреля.